К сожалению, неотъемлемым
свойством всех конфликтов является желание каждой из сторон навредить друг
другу, что, понятное дело, не идет на пользу общему делу – работе. Также
враждующие стороны могут стараться «выжить» друг друга из компании, в
результате чего та теряет ценных специалистов. А, как известно, «кадры решают
всё».
Уже исходя из одного этого
мониторинг конфликтов между сотрудниками с целью их урегулирования в мирном
русле представляется немаловажной задачей. Отдел информационной безопасности
может отслеживать конфликты, передавая информацию руководителю подразделения, в
котором работают конфликтующие сотрудники, чтобы тот постарался найти
соломоново решение, которое исчерпало бы конфликт.
Но, к сожалению, наиболее часто
конфликты возникают не по горизонтали, а по вертикали. Поскольку руководитель
отвечает за постановку и приемку задач, распределение ресурсов в команде и
многие другие важные вопросы, то у подчиненного куда больше шансов вступить
конфликт именно с ним, а не с кем-нибудь из своих «горизонтальных» коллег. В
зависимости от типа руководителя, такие конфликты могут решаться как путем
обсуждения, так и авторитарным «задавливанием» подчиненного, что по понятным
причинам способствует не разрешению конфликта, а его переходу в «подпольное»
состояние. Именно такие ситуации наиболее опасны, поскольку побуждают
сотрудника искать способ отомстить всей компании, которую олицетворяет для него
непосредственный начальник.
Подобная ситуация способствует
«злокачественному перерождению» лояльного сотрудника в злонамеренного
инсайдера, который распространяет закрытые корпоративные данные с целью
нанесения ущерба компании. Такой сотрудник так же смертельно опасен для компании, как злокачественная опухоль –
для организма, ведь давно известно, что для банкротства компании в пяти из
десяти случаев достаточно утечки всего 20% её корпоративных секретов.
Сотрудники, которые чаще всего
включаются в подобную «партизанскую» борьбу с начальством – это, согласно
проведенным в России компанией SearchInform исследованиям, ИТ-специалисты. На их долю приходится без
малого четверть всех утечек данных, специально организованных работниками. При
этом из этих утечек около 70% приходятся на тот момент, когда работник уже
увольняется или уволился из компании. Среди других «специалистов» по утечкам
информации – менеджеры по продажам, офис-менеджеры, линейные руководители
среднего звена. Впрочем, это не значит, что отдел информационной безопасности
должен выпускать из своего поля зрения других сотрудников – любой из них при
соответствующих условиях может стать злонамеренным инсайдером.
Что ж, опасность «вертикальных»
конфликтов для сотрудников и для самой компании очевидна, остается самая
малость – понять, как их выявлять и что делать с выявленным конфликтом.
К счастью, выявление в данном
случае – дело сравнительно простое. Вертикальный конфликт обычно находит свое
отражение в электронной переписке между сотрудником и руководителем, их общении
по Skype или ICQ,
и потому если в компании внедрена нормальная DLP-система, контролирующая информационные потоки внутри и вовне
организации, то выявить с её помощью конфликт сравнительно несложно. Для этого
достаточно настроить её на специальные «стоп-слова», часто встречающиеся в
конфликтных письмах, и тщательно отфильтровывать результаты, которые она
обнаруживает в переписке. Также «вертикальные» конфликты могут быть отражены в
выносящихся работнику замечаниях, выговорах и так далее.
Когда конфликт обнаружен,
необходимо поставить в известность высшее руководство компании, которое будет в
данном случае «третейским судьей», который сможет охладить пыл руководителя и
подчиненного. В любом случае, такого подчиненного стоит поставить на особый
контроль отдела информационной безопасности, поскольку вероятность организации
им утечки информации заметно выше, чем в среднем по коллективу.
Таким образом, как видите,
безопаснику действительно стоит знать о конфликтах, происходящих в трудовом
коллективе, особенно когда эти конфликты имеют структуру
«начальник-подчиненный». Вдумчивая и внимательная работа специалиста по
информационной безопасности с такими конфликтами позволит избежать неприятных
последствий для компании и предупредит возможные утечки конфиденциальной
информации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий