28 декабря 2012

С Новым годом!

Что ж, вот и настало время для новогодних поздравлений. Не знаю, конечно, может быть, они уже и успели набить вам оскомину, но не поздравить всё равно нельзя.
Никаких итогов подводить не будем. Не потому что итоги будут неутешительными - если говорить не об отрасли, например, а только о нашей компании, то позитива будет море, - а просто потому, что нет в этом особого смысла. Думаю, что наши читатели всё равно следят за нашими новостями, которые публикуются ведущими отраслевыми СМИ, да и об общем состоянии индустрии осведомлены более чем хорошо. Зачем же отнимать время повторением пройденного?
Что же вам пожелать? Наверное, наилучшее пожелание безопаснику, в силу специфики его работы, это чтобы этой самой работы было всё-таки поменьше. Пожелание, конечно, неплохое, но без работы навыки и знания "ржавеют", что тоже не очень хорошо. Поэтому переформулирую: желаю, чтобы все тревоги были учебными, а не боевыми. Хотя, конечно, к сожалению, это пожелание мало выполнимо.
Каким будет год будущий? Не знаю, хотя, конечно, кое-какие прогнозы есть. Они, с одной стороны, позитивные, с другой - не очень. Отрасль продолжает расти, но это означает и увеличения количества угроз. Решения становятся более эффективными, но и злоумышленники, включая инсайдеров, не дремлют. Мы развиваемся, но и конкуренты не стоят на месте... В общем, у каждой медали есть две стороны. Поэтому желаю вам, чтобы весь год вы чаще видели всё-таки сторону более для вас приятную.
Что ж, еще раз, с наступающим Новым годом, от компании SearchInform и от себя лично.
Всегда ваш,
Роман Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform.

27 декабря 2012

Публика возмущается

Я всё ждал, когда же после публикаций нового пользовательского соглашения Instagram (того самого, по которому Facebook имеет все мыслимые и немыслимые права на ваши фотографии) американцы займутся своим любимым спортом - начнут засыпать Цукерберга и компанию судебными исками. Ну что, можете меня поздравить, хоть и не сразу, но дождался.
Житель Калифорнии подал в федеральный суд в Сан-Франциско иск на сервис Instagram с жалобой об одностороннем изменении правил его использования, сообщает Reuters. Жалоба была подана вслед за публикацией нового лицензионного соглашения, которое будет действовать с января 2013 г. Юридическая фирма Finkelstein & Krinsk, выступившая от лица истца, утверждает, что при удалении учетной записи в Instagram пользователь теряет права на фотографии, размещенные в нем до этого.
Подробнее: http://biz.cnews.ru/news/line/index.shtml?2012/12/25/513804
Впрочем, конечно, не думаю, что шансов на победу у этого жителя Калифорнии много - всё-таки наверняка юристы Facebook перед тем, как выкатить на-гора такое чудо-соглашение, прорабатывали варианты защиты от активно недовольных пользователей сервиса Instagram. Но мы, тем не менее, конечно, пожелаем ему удачи, потому что новые правила использования Instagram - это, безусловно, что-то, что ни в какие ворота не лезет.
Хотя, надо сказать, что многие российские компании, стремясь оградить себя от, как говорилось в одном хорошем фильме, "всяких инцестов", не менее интересными документами. Обычные соглашения о неразглашении рядом с ними - вообще детский лепет. Например, реально доводилось держать в руках документ, в котором запрещалось "жениться и выходить замуж за сотрудников и сотрудниц компаний-конкурентов". Так что Facebook - вовсе даже не родоначальник всяких забавных документов, граничащих с маразмом, а иногда и переходящих эту тонкую и незаметную грань.
Тем же, кто активно пользуется Facebook'ом и Instagram'ом, стоит задуматься о том, сколько всего вы туда уже запостили, и стоит ли продолжать подобным образом развлекаться. Задуматься, конечно, стоило и раньше, потому что все здравомыслящие люди понимают, что социальная сеть - не совсем та организация, которая будет сильно заботиться о сохранении приватности данных, которые вы сами туда привнесли. Если что-то однажды успело попасть в интернет, то заставить его исчезнуть, мягко говоря, не очень просто, и с этим необходимо считаться каждому пользователю любой социальной сети.
В общем, запасаемся попкорном и наблюдаем за судебным процессом. Думаю, что мы о нем в новостям услышим, увидим и прочитаем еще не один раз.
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

Утечка утечке рознь

Обычно, говоря об утечках конфиденциальной информации, мы имеем в виду утечку чего-нибудь серьезного, каких-то бизнес- или государственных документов, персональных данных клиентов организаций или чего-то еще в том же духе. Но журналистов, оказывается, больше интересуют утечки информации несколько другого рода. Еще бы - ведь везде нужны "скандалы, интриги, расследования", а до действительно серьезных проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности, никому нет дела.
В петербургском парламенте может начаться дисциплинарное расследование по поводу утечки информации с пленарного заседания, которое прошло в среду и носило закрытый характер. Об этом в четверг корреспонденту "РГ" сообщил глава парламентской комиссии по законодательству Виталий Милонов.
Напомним, на том пленарном заседании вице-спикер петербургского ЗакСа Сергей Анденко при включенном микрофоне допустил нецензурную брань в отношении своих коллег-депутатов.
В общем, как видите, утечки информации могут быть и достаточно забавными. Не думаю, конечно, что забавными будут последствия для всех - виноватых обязательно найдут, не исключено, что ими окажутся и сами журналисты. Вопрос не в этом, а в том, что подобные утечки информации привлекают гораздо большее внимание неспециализированной прессы, чем, к примеру, инциденты, связанные с персональными данными. И эта ситуация, к сожалению, вряд ли поменяется без активных мер со стороны безопасников, которые должны бить во все колокола и кричать о проблеме в каждом своём разговоре с журналистами.
Ведь, на самом деле, проблема только в неочевидности вреда от многих утечек. Например, тех же персональных данных. Любой журналист предпочтет рассказать о чем-нибудь, что более понятно ему самому, чем о такой утечке. А вот если пояснить на каком-нибудь примере, в чем именно "соль", то и публикация информации об утечке, как и о её возможных последствиях, появится в общественно-политическом СМИ, журнале для домохозяек и т.д.
Но, к сожалению, ни журналисты, ни безопасники, не делают сами первого шага навстречу друг другу. Безопасники образовали достаточно закрытое сообщество, имеют собственные профильные СМИ, и не спешат общаться с теми, кто их не очень понимает. Эту порочную практику надо прекращать, дамы и господа, иначе информированность среднестатистического человека об утечках информации так и будет на уровне девятнадцатого века.
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

25 декабря 2012

Презумция невиновности и банки

Хочу немного пройтись по одной теме, которая, на первый взгляд, не имеет непосредственного отношения к вопросам информационной безопасности, но при этом довольно-таки тесно с ними связана. Может быть, конечно, вы уже и в курсе этой новости, но она достаточно интересна, и поэтому я не хочу проходить мимо неё.
 Согласно закону о национальной платежной системе, с 1 января 2013 года в России должна была начать действовать презумпция невиновности в отношении держателей пластиковых карт. Банк должен возвращать деньги, украденные с карточки, если не сможет доказать, что к пропаже средств причастен сам клиент.
В частности, в России планируется ввести принцип нулевой ответственности, когда клиенту возвращается вся похищенная с карты сумма. В Европе, рассказывает издание, в большинстве стран принцип нулевой ответственности дополнен франшизой. За оспоренные операции по карте, произведенные по вине самого клиента (потерял карту, не обеспечил сохранность ПИН-кода), с клиента взимается штраф до 150 евро.
Однако ряд банков приложили усилия, чтобы не менять удобные для них правила игры, сложившиеся на российском рынке. Крупные госбанки попытались отодвинуть вступление в действие нормы о возврате средств клиенту на два года. С этой инициативой выступил один из наиболее успешных лоббистов Госдумы - депутат Владислав Резник.
ЦБ и Минфин единогласно дали отрицательное заключение на тот законопроект. Тогда Резник предложил отодвинуть срок вступления в действие спорной статьи о нулевой ответственности клиентов на год, и это ему удалось.
В принципе, ничего нового в том, что банковское лобби старается отодвинуть неприятные для себя поправки, нет. Интереснее в данном случае мотивация. Не думаю, что банки всерьез опасаются всплеска мошенничеств, связанных с использованием пластиковых карточек. Во-первых, опыт цивилизованного мира, накопленный в Европе и этих ваших Соединенных Штатах, позволяет достаточно эффективно с ними бороться. Во-вторых, у нас сейчас уровень мошенничеств с банковским пластиком такой низкий, что даже если он вырастет вдвое, то ничего страшного не произойдет. Можно, конечно, списать всё на менталитет, мол, дай русскому человеку возможность украсть или обмануть, так он обязательно украдет или обманет. Но это как-то похоже на детские отмазки.
Основная причина нежелания банков упрощать жизнь своим клиентам, думается мне, кроется в том, что придется самим проводить финансовые расследования в достаточно большом количестве, а не спихивать доказательство собственной невиновности на клиента. Что это означает? Это означает, что банкам придется больше тратиться, нанимать в штат новых безопасников, и вообще делать массу телодвижений, которые не приведут к увеличению прибыли. Что, понятное дело, не радует ни руководство, ни акционеров банков.
Может, конечно, поправки действительно достаточно спорные. Сомневаюсь, что если их примут, банки сразу же начнут массово нанимать безопасников. Поэтому работы отделам ИБ, однозначно, прибавится. Но всё-таки презумция банковской невиновности - вещь однозначно прогрессивная, поэтому раньше или позже мы будем наблюдать её и в российском секторе банковских пластиковых карт. То есть, в принципе, это вопрос времени.
Что стоило бы сделать в связи с принятием нового закона - так это подумать о дополнительной защите самих банковских пластиковых карт и операций, производимых с их помощью. Но, конечно, всем, как обычно, немного не до этого.
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

21 декабря 2012

Доверяй, но проверяй!

Очередная новость, которая показывает нам, что мы очень плохо знаем даже относительно знакомых для нас людей. Даже если вы имеете дело с приличными людьми, которые, вроде бы, не должны сделать ничего плохого, не мешает перестраховаться - это позволит избежать неприятных осложнений. И не нужно бояться того, что о вас плохо подумают - если что-то случится, подумают еще хуже.
На новогоднем мероприятии для заказчиков «Крок», где собралось более 1500 человек, пропали две картины известного художника Константина Худякова. Поиски не дали результата. Пострадавшая сторона готова выплатить ворам вознаграждение за возврат работ автору.
Подробнее: http://biz.cnews.ru/news/top/index.shtml?2012/12/20/513398
Кто еще не читал - очень рекомендую потратить пару минут на то, чтобы ознакомиться с этой историей. Конечно, можно только посочувствовать и "Кроку", и художнику, но подобное может произойти с каждым, поэтому имеет смысл научиться на чужих ошибках, чтобы не набивать себе шишек собственными граблями. В такой ситуации вполне достаточно было бы банального видеонаблюдения за залом, в котором находились картины.
Аналогичная ситуация может сложиться в любой корпоративной сети. Только здесь роль системы видеонаблюдения будет играть что? Правильно, DLP-система. И, к сожалению, никакой жесткий отбор кадров, никакая политика безопасности не смогут заменить качественных средств контроля персонала. Да, конечно, поначалу офисные хомячки будут не очень довольны, что им "ограничивают свободу" и устраивают "тотальную перлюстрацию". Им всем можно напомнить, что есть бомжи, чья свобода ничем и никем не ограничена, и что они в любой момент могут присоединиться к этому свободному и открытому сообществу.
В общем, не важно, что о вас подумают, главное - безопасность. И лучше меры, которые вы предпримете, покажутся кому-то драконовскими, чем найдутся "доброжелатели", о которых пел Высоцкий, и которые будут обогащаться (в любом смысле этого слова) за ваш счет. Какими бы приличными людьми ни казались вам ваши работники, помните, что вы и они - по разные стороны баррикад. Об этом еще Маркс писал, кстати. И поэтому никакие меры контроля, которые вы можете предпринять, не ухудшат вашего положения в их глазах, оно и так не очень хорошее:) Поэтому DLP-система не особенно ухудшит восприятие вас вашими сотрудниками.
Так что лучше, как говорится, дуть на воду, чем обжигаться на молоке. Думаю, что все со мной согласятся в этом вопросе.
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

20 декабря 2012

Чем опасен спам?



Достаточно распространено мнение о том, что спам не является опасным явлением как для частных пользователей, так и для организаций. И в самом деле, казалось бы, чем могут быть по-настоящему вредны пусть и надоедливые, но всё равно, по своей сути ничем, кроме потери времени, не грозящие рекламные сообщения, приходящие по электронной почте, ICQ, или даже через SMS-сообщения? К сожалению, такие радужные представления о спаме совсем не соответствуют действительности – на самом деле, спам является достаточно коварным явлением, опасность которого часто недооценивают.
Первая и самая очевидная из угроз, которые несет в себе спам, заключается в непроизводительных потерях времени, необходимого на поиск информации, фильтрацию сообщений и т.д. Согласитесь, что найти письмо от клиента в груде рекламных листовок гораздо сложнее, чем на чистом столе. Аналогично и с электронной почтой: из-за спама, забивающего под завязку почтовые ящики, сложно найти действительно важные письма. Особенно опасен в этом отношении поисковый спам, поскольку, в отличие от почтового, его практически невозможно отфильтровать автоматически, и пользователь вынужден вручную выбирать нужные ему ссылки среди «поискового мусора».
Вторая угроза заключается в содержимом спам-писем. Далеко не все они, к сожалению, содержат в себе рекламу – некоторые из них сопровождаются гораздо менее безобидными вложениями, способным заразить компьютер пользователя и поставить под угрозу корпоративную информационную безопасность. Многие письма содержат в себе ссылки на зараженные страницы, и пользователь, перейдя по этой ссылке, рискует ничуть не меньше, чем при загрузке зараженного вложения на свой компьютер. Для того, чтобы большее число пользователей переходило по таким ссылкам, спамеры маскируют свои рассылки под письма от известных онлайн-сервисов (PayPal, Facebook, «Одноклассники», Mail.ru и других).
Не самой очевидной угрозой от спама является повышенная нагрузка на сеть и увеличенные объёмы трафика, что требует дополнительных вычислительных мощностей для его обработки. Поскольку, по оценкам экспертов, в мировом масштабе доля спама в почтовом трафике составляет в разные дни до 95%, несложно представить себе, какую дополнительную нагрузку спам создает на сетевую инфраструктуру.
Также мусорные письма вредны возможностью потерять важную информацию из-за засорения почтового ящика до предела, перегруженности сетевого канала, ошибочного срабатывания фильтрующей системы, посчитавшей важное письмо спамом и отправившей его в «мусорную корзину». Все эти риски достаточно трудно выразить в денежном эквиваленте, но очевидно, что срочное письмо, потерянное из-за спама, означает достаточно заметный даже для крупной организации размер упущенной выгоды.
Из сказанного выше можно понять, что спам всё-таки не так безвреден, как считают многие, и что защита от него должна стать частью единой стратегии организации в области информационной безопасности
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

19 декабря 2012

Расширения понятия персональных данных

Сегодня активно обсуждаются вопросы защиты персональных данных граждан, которые не слишком волновали широкую общественность еще какие-нибудь пять-семь лет назад. Тем не менее, ситуация такова, что само понятие персональных данных также претерпевает эволюцию. Это вполне нормально, потому что по мере развития технологий (информационных, конечно же, в первую очередь), меняются и способы, которыми мы можем манипулировать данными. Меняется и спектр данных, которыми мы можем манипулировать. Вот над этим, собственно говоря, и предлагаю немного поразмыслить.
Первое, что хотелось бы упомянуть - это биометрию. Почему? Потому что ещё недавно биометрические системы мы видели, в основном, в голливудских фильмах, а сегодня они стали реальностью даже не на самых крупных предприятиях. И даже вроде собираются вводить биометрические паспорта, хотя, конечно, этот проект попахивает очередным крупным распилом. Впрочем, с биометрией тут всё понятно - это те данные, персональность которых ни у кого не вызывает сомнения, и весь вопрос в том, как быстро их появление в списке ПДн станет не вероятной, а насущной проблемой. С другими вещами очевидно не настолько.
Например, есть такая интересная вещь, как GPS и Глонасс-координаты. Сейчас любое мобильное устройство, любой современный автомобиль оснащается модулем, который поддерживает навигацию с помощью одной из этих систем. При этом существуют сторонние приложения на тех же смартфонах, которые легко могут эти координаты считывать и использовать в меру своей испорченности. GPS-координаты - персональные данные, или нет? Я лично склоняюсь к первому, хотя, конечно, можете попробовать меня переубедить.
Идем дальше. Всё идет к тому, что социальные сети становятся чем-то вроде виртуальных миров, и видному человеку уже просто неприлично не иметь "блох в светере" и аккаунт на Фейсбуке (российские соцсети как-то не в фаворе даже у российских видных деятелей, что ж, будем ждать, может когда-нибудь ситуация изменится). Так вот, аккаунт в социальной сети - это такой виртуальный паспорт, кража которого может привести к весьма и весьма неприятным последствиям. Являются ли регистрационные данные этого аккаунта персональными данными?
Идем дальше. Кроме социальные сетей имеется еще тысяча и один ресурс, на которых человек может регистрироваться и получать доступ с помощью логина и пароля, или, в более благоприятных случаях, с помощью средств многофакторной аутентификации. Можно ли все эти идентификационные данные отнести к персональным?
И это далеко не всё. Но, думаю, общая идея уже и так понятна.
В общем, как видите, в отдаленной перспективе персональных данных может стать невероятно (на взгляд сегодняшнего человека) много. Что, в принципе, не хорошо и не плохо, а просто так, как оно есть. В ближайшей перспективе, конечно, вряд ли стоит говорить о критичности расширения понятия персональных данных на все перечисленные виды данных, однако задуматься об этом, на мой взгляд, однозначно стоит.
Другое дело, что нужно задуматься и об ответственности пользователя за недостаточную защиту своих персональных данных. Потому что мотивации у многих наших сограждан к улучшению ситуации в этой сфере, к сожалению, нет вообще никакой. Но это уже тема для отдельного разговора.
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

18 декабря 2012

Соблазнительные аналогии

Ещё на лекциях по философии в университете нам говорили, что аналогия - это не самый лучший метод научного познания по причине его неточности. Тем не менее, в повседневной жизни аналогии мы встречаем повсеместно. Не является исключением и сфера информационной безопасности. Несмотря на применяемые научные методики (например, расчет рисков на основе теории вероятности), мы ещё очень сильно находимся под властью аналогий.
Самое, пожалуй, распространенное проявление этой, с позволения сказать, болезни - это сравнение информационной безопасности с другими сферами, где необходимо обеспечивать безопасность; к примеру, с безопасностью на дороге или на воде. Нет, я не буду спорить, что такие аналогии напрашиваются сами собой, я и сам ими пользуюсь в своих постах, докладах, презентациях. Они помогают донести мысль до неподготовленной аудитории, помочь принять незнакомое на основании уже знакомого. Но когда такими аналогиями пользуются в профессиональных журналах и серьезных источниках - это выглядит, как минимум, несерьезно.
Идем дальше. Любимая аналогия - трафик сравнивается с потоком воды. Глупая хотя бы уже потому, что тогда его надо сравнивать с потоком состоящим из воды, мёда, подсолнечного масла, мазута и чего-нибудь ещё, так как реальный трафик состоит из огромного числа друг на друга, мягко говоря, не очень похожих пакетов, не все из которых легко отфильтровать и проанализировать.
Может, конечно, я излишне критикую именно сферу ИБ - всё-таки ИТ-сфера тоже страдает от избытка метафор и аналогий. Начиная с всем привычных папок и файлов, которые призваны имитировать привычные офисным работникам шкафы, и заканчивая практически всем в современной ИТ-отрасли. Конечно, это было вполне естественно и разумно на момент становления ИТ и ИБ, но сегодня груз аналогий только отвлекает от сути и снижает эффективность построенных на аналогиях решений.
Что же я могу в связи со всем изложенным выше предложить? Естественно, отказать от аналогий там, где это возможно, хотя бы в сути создаваемых решений, а не в их интерпретации. Понятно, что поначалу это будет не слишком просто, но если каждый начнет с себя, то у нас всё получится.
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

13 декабря 2012

Ура! Дождались!

Международное сотрудничество - это, конечно, хорошо. Но иногда оно заставляет, скажем так, немного задуматься о том, ради чего все это сотрудничество затевается. Недавние новости, касающиеся нашумевшего "черного списка" сайтов, как раз относятся именно к разряду таких.
Исполнительный директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов вчера сообщил информационному агентству ИТАР-ТАСС о том, что Россия и США, возможно, будут обмениваться информацией о web-ресурсах, содержащих опасную информацию. В ходе интервью Давыдов отметил, что госорганы обеих стран смогут обмениваться «черными списками» сайтов. Со стороны России в этом сотрудничестве будет участвовать Роскомнадзор. «Мы уже направили туда соответствующее обращение. Сейчас с американскими и европейскими коллегами ведутся переговоры по этому поводу», - отметил руководитель Лиги.Подробнее: http://www.securitylab.ru/news/433522.php
Самое интересное здесь, конечно, то, что американцы, помнится, называли саму инициативу введения подобного черного списка недемократичной, и вообще, выступали с достаточно активной критикой этого начинания. В принципе, ничего странного в смене курса для Америки нет, но это всё вопросы сугубо политические, и здесь их обсуждать неуместно. Посмотрим лучше на эту ситуацию с точки зрения специалиста по информационной безопасности.
А с этой точки зрения всё выглядит, на первый взгляд, достаточно разумно. Те же сайты с детской порнографией, конечно, лучше блокировать сразу на международном уровне, что, впрочем, к сожалению, совсем никак не ведет к её искоренению, поскольку пока существует спрос, будет существовать и предложение, что мы уже проходили со спамом.
На второй взгляд возникают некоторые вопросы. Каким образом будут синхронизироваться черные списки в Штатах и в России? Полностью ли соответствует друг другу законодательство двух стран в этой области? В конце концов, если речь идет о сайтах с экстремистскими материалами, то как быть с языковым барьером - есть ли смысл запрещать в США русскоязычные сайты, которые, скажем, пропагандируют независимость Сибири от России? Опять-таки, какое дело российскому пользователю до англоязычного экстремистского сайта, призывающего Калифорнию стать частью Венесуэлы?
Ну и, конечно, самый важный и интересный вопрос - это знаменитые "технические накладки": запрет YouTube, Lurkmore и так далее. Будут ли эти "накладки" автоматически транслироваться в Америку и Европу, или всё-таки при включении в свои списки там будут немного включать голову?
Вопросов, как видите, несколько больше, чем ответов. Как, впрочем, и обычно. Что ж, посмотрим на плоды этого международного сотрудничества. Что-то подсказывает, что они, тоже как обычно, будут достаточно скромными...
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

11 декабря 2012

О популярности социальных сетей

Почему социальные сети популярны? Кажется, что наиболее простой ответ на этот вопрос - это "потому что всё плохое популярно (казино, алкоголь, сигареты...)". Но это слишком простой ответ на не самый простой вопрос. Поняв, почему ваши сотрудники сидят в соцсетях, вы сможете более эффективно бороться с ними (или, во всяком случае, с их использованием на рабочем месте).
К написанию этого поста меня подтолкнула прочтенная на моем любимом из белорусских ИТ-сайтов, где я сам как-то выступал в роли автора, статья о социальных сетях: http://www.kv.by/content/321267-lyudi-i-sotsialnye-seti-razmyshlyaem-vmeste. Автором её, кстати, является наверняка хорошо знакомый многим безопасникам Владимир Безмалый (что косвенно свидетельствует о популярности темы социальных сетей в ИБ-тусовке, ну да не об этом речь).
Автор говорит, что причин, по большому счету, две - одиночество и стремление показаться окружающим лучше, чем ты есть на самом деле. Мне же кажется, что причина популярности социальных сетей в том, что они являются настоящим раем для потребителей контента. Именно контент, а не общение, сегодня является движущей силой социальных сетей. Причем контент этот практически никогда не создается самими пользователями (за исключением фотографий, которые постятся периодически ими с мобильного телефона или планшета при подходящем случае).
То есть, социальные сети - это закономерный этап развития общества потребления в его онлайновой проекции. К сожалению, такая интерпретация (которая, повторюсь, на мой взгляд является верной) говорит о том, что ничем позитивным социальные сети с точки зрения компании, сотрудники которой пользуются ими, характеризоваться не могут. Конечно, в некоторых редких случаях сотрудники могут использовать их для налаживания деловых контактов. Но в большинстве случаев они будут просто понапрасну тратить в них своё время, которое можно было бы провести с больше для работодателя пользой.
Поэтому, наверное, нет никаких гуманных способов заменить социальные сети каким-то другим способом потреблять контент в рабочее время. Очевидно, компании имеет смысл избавляться от сотрудников, которые чересчур увлекаются социальными сетями, потому что они способны только потреблять контент, и не годятся ни для какой созидательной работы.
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

07 декабря 2012

Миф о мобильной DLP


Сейчас модным термином «мобильные угрозы» никого не удивишь. Рынок развивается быстро, и взломать теперь можно любое устройство, если у него есть немного «мозгов». А у современных мобильных творений Apple, Google, Samsung и других этих самых «мозгов» если не побольше, то сравнимо со среднестатистическим нетбуком.
 Такие устройства – радость и проклятье для компании. Радость – потому что мобильные, удобные, простые в эксплуатации. Проклятье – многие толком не знают, как же эти новинки защищать. Чего нельзя сказать о злоумышленниках, уж они-то в курсе, как можно использовать уязвимости в смартфонах и планшетах.
Опустим вопрос о вирусных угрозах для мобильных – это предмет другого разговора – и поговорим о защите таких устройств от утечек информации.
Почему DLP?
Потому что это классический метод. Рынок систем предотвращения утечек информации развит уже давно, DLP стали привычными спутниками многих компаний и организаций. Так почему бы не применять эту традиционную технологию к мобильным устройствам?
Некоторые производители DLP так и поступили – последовали просьбам трудящихся и создали модули специально для контроля за айфонами и айпадами. Вот только выяснилось одна неприятная вещь – тут традиционный подход не действует, установить агенты и с их помощью контролировать каналы информации не получится.
Не секрет, что набор средств DLP потребляет достаточно много системных ресурсов рабочей станции. А на мобильных устройствах, даже самых новых, эти ресурсы ограничены, и установка сети агентов в лучшем случае очень сильно замедлит работу с аппаратом, а в худшем – сделает ее невозможной.
Поэтому сейчас все мобильные DLP, имеющиеся на рынке, действуют по принципу, который производителями систем для настольных ПК уже давно используется лишь как вспомогательный – зеркалирование трафика.
Минусы подхода очевидны – достаточно устройству покинуть зону корпоративной сети, как контроль его использования будет потерян.А если учесть, что чаще всего мобильные аппараты используются именно вне офисов, то способ и вовсе теряет свой смысл. Добавить к этому, что с помощью зеркалирования нельзя проконтролировать многие каналы связи – Skype, подключенные устройства и т.д., то можно смело утверждать – нынешние DLP для мобильных неэффективны.
Есть ли альтернатива?
Единственный возможный альтернативный вариант – избегать использования «тяжелого» ПО на мобильных устройствах. Помочь могут такие способы, как шифрование информации в аппарате, использование паролей и другие варианты. Единственный минус всех этих методов – они могут защитить от непреднамеренной утечки, например, потери устройства. Если сотрудник окажется «злостным инсайдером», то эти ухищрения его не остановят.
Наиболее простым решением было бы вовсе отказаться от хранения любой конфиденциальной информации на мобильном устройстве. Наиболее изящным будет применение для этой цели клиентов, которые обеспечат доступ к прикладным системам и в тоже время исключат хранение данных на самом устройстве. Но «коробочного решения» для этого не существует, компании понадобится разработчик, который сможет написать клиент под бизнес-системы организации.
К сожалению, в том случае, если избежать хранения информации на мобильном устройстве нельзя и оно находится вне пределов корпоративной сети, риск утечки будет достаточно велик.
Следующий шаг за производителями DLP – будет ли создан комплекс, который можно без проблем интегрировать в мобильное устройство? Вопрос остается открытым.
Алексей Дрозд,
заместитель PR-директора компании SearchInform

06 декабря 2012

Заработок на утечках

Читая новости, подумал, что на утечках информации можно зарабатывать, даже если нет, на самом деле, никакой утечки. Ведь традиционные способы заработка на подобных инцидентах, на самом деле, довольно-таки сложны: сначала найди информацию, потом каким-то образом организуй утечку, потом отыщи покупателя... Не проще ли зарабатывать на похищенных аккаунтах от фейсбука или рассылке спама? Но при чем тут, спросите вы, утечки информации?
Дело в том, что сегодня распространять трояны стало уже не таким простым делом, как раньше. Пользователи, как и антивирусы, несколько, скажем так, поумнели, и поэтому злоумышленники ищут всё новые способы распространения вредоносных программ. И здесь утечки информации, особенно громкие, вызывают большой интерес к тому, что же, собственно говоря, утекло. Достаточно сказать, что утекли важные оборонные документы, чтобы количество скачиваний архива с какого-нибудь популярного файлового хостинга превысило все мыслимые и немыслимые пределы.
Конечно, здесь тоже нужна хитрость. Чтобы ресурс, на котором мы размещаем архив, не мог проверить его на наличие вредоносов, достаточно просто защитить его с помощью какого-нибудь пароля. Когда количество скачавших архив станет довольно-таки заметным, можно опубликовать пароль и радостно наблюдать за ростом своего ботнета.
Не знаю, может быть, такая схема уже где-нибудь кем-нибудь реализовывалась - не претендую на авторство. Публикую я это здесь, конечно же, не для того, чтобы злоумышленники вдохновлялись - просто, вполне возможно, вы когда-нибудь встретитесь с подобной схемой, и, будучи готовыми к ней заранее, сможете себя защитить.
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

Снова о социальных сетях

О социальных сетях я писал в этом блоге уже не раз и не два. Тем не менее, тема эта, похоже, практически неисчерпаема, поэтому и сегодня мне есть что сказать о тех самых пресловутых сетях.
Интересные новости на сей раз пришли к нам из Белоруссии, где, представьте себе, тоже между тракторами и белазами успевают сидеть в соцсетях (а мы-то думали, там уже и интернет давно запретили). Впрочем, речь не об этом, потому что история, которая изложена ниже, могла случиться с кем угодно в какой угодно стране.
Директору-должнику пришлось рассчитаться по исполнительным листам из-за своей активности в социальных сетях. Креативные подходы к розыску должников продолжают внедрять в Хозяйственном суде Витебской области, рассказала корреспонденту БЕЛТА пресс-секретарь суда Наталья Гончарова. К сожалению, некоторые должники игнорируют неоднократные вызовы к судебному исполнителю, не отвечают на звонки, не реагируют на SMS о взыскании задолженности. Вот и в хозяйственном суде области нашелся такой: директор рекламного агентства выплачивать задолженность не собирался. Судебный исполнитель начал искать должника в социальных сетях. И в одной из самых популярных разыскал его. На своей страничке директор поместил все контактные данные, а также ссылку на сайт созданных им рекламных информационных приложений в социальных сетях. Под предлогом заказа рекламных услуг судебный исполнитель связался с должником и договорился о встрече. Велико было удивление рекламщика, когда предполагаемый клиент предложил ему сразу проследовать в хозяйственный суд, в кабинет судебного исполнителя для дачи объяснения по делу. Судебный исполнитель арестовал имущество должника - смартфон iPhone4. Этого оказалось достаточно, чтобы погасить задолженность по исполнительному производству. 
Конечно, сейчас я не буду говорить о том, что необходимо платить по счетам, хотя это тоже достаточно очевидный вывод из изложенной истории. Поскольку речь у нас всё-таки идёт об информационной безопасности, то обратим внимание на то, что у товарища директора на его странице в социальной сети были представлены всевозможные виды способов проконтактировать с ним. Но зачем, если человек может просто нажать кнопку "Написать сообщение" в самой социальной сети? А ведь зная, например, одновременно ящик почты и логин Скайп, ещё недавно можно было получить доступ к Скайп-аккаунту соответствующего пользователя путем использования довольно таки широко известной уязвимости.
В общем, еще раз призываю всех обратить внимание на то, что социальные сети - это уже давно не игрушки для школьников и немного, возможно, студентов. То, что государственные структуры (особенно в таком, скажем прямо, не передовом государстве, как Белоруссия) пользуются социальными сетями, можно только поприветствовать. Но нужно помнить, что в социальных сетях, как в американских фильмах, "всё, что вы скажете, может быть использовано против вас в суде"...
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform

04 декабря 2012

Капитан Очевидность комментирует

Как-то давненько я тут не писал о Джулиане нашем Ассанже. Что ж, давайте исправляться. Коль скоро WikiLeask ничего особенно интересного в последнее время как-то не публикует, то Ассанж решил сам выступить в роле ньюсмейкера, примерив на себя заодно и фуражку Капитана Очевидность. Каким образом? Рассказав широкой публике, что Фейсбук, на самом деле, просто-таки настоящая находка для ФБР и прочих этих ваших ЦРУ.
«Есть такие сайты, как Google и Facebook, которые создавались в первую очередь для всеобщего пользования, но со временем были разработаны и вспомогательные механизмы для сотрудничества с американскими спецслужбами. А рядовые пользователи раз за разом доверяют Google свои интересы, формируя поисковые запросы, а также обмениваются электронными письмами и «засвечивают» в Facebook свои личные знакомства. Facebook – это такой информационный ресурс, о котором любая разведка в мире могла только мечтать. Даже самый нерадивый шпион найдет в Facebook невероятное количество сведений о чужих знакомствах и отношениях», - заявил создатель WikiLeaks в интервью каналу Russia Today.
Подробнее: http://www.securitylab.ru/news/433120.php
Может быть, конечно, для кого-то слова правдолюба всея Швеции, Англии и Эквадора и стали откровением, но только не для тех, кто представляет себе, что можно почерпнуть из социальной сети - из данных, лежащих, надо заметить, во вполне себе открытом почти для каждого доступе. Кстати, про Google тут можно очень даже поспорить - при известной сноровке можно несколько анонимизировать себя и свои запросы, да и кроме Гугла хватает поисковиков, с помощью которых можно найти что-то, что, по идее, могло бы заинтересовать спецслужбы тех или иных стран. А вот в Фейсбуке действительно всё как на ладони.
Но, вообще, конечно, Ассанж совершенно прав, что решил привлечь внимание широкой общественности к этой проблеме. Только указанной общественности на проблему как-то... немного начхать, в общем. Что, в принципе, и понятно. 95% населения вообще нет никакого дело ни до чего, кроме собственных насущных потребностей, и это, в общем-то, нормально, потому что иначе жить было бы чрезвычайно трудно. Им не мешают спецслужбы, им нравятся социальные сети, так зачем тревожиться по такому мелкому поводу?
Думаю, что в будущем мы получим ситуацию, когда человек без профиля в хоть какой-нибудь социальной сети будет попадать под пристальное внимание тех самых спецслужб как потенциально неблагонадежный гражданин. Возможно, кстати, уже сейчас начинают составляться списки таких граждан. Так что не ждите, пока за вами придут, регистрируйтесь сами на Фейсбуке! :)
Р. Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform
«Есть такие сайты, как Google и Facebook, которые создавались в первую очередь для всеобщего пользования, но со временем были разработаны и вспомогательные механизмы для сотрудничества с американскими спецслужбами. А рядовые пользователи раз за разом доверяют Google свои интересы, формируя поисковые запросы, а также обмениваются электронными письмами и «засвечивают» в Facebook свои личные знакомства. Facebook – это такой информационный ресурс, о котором любая разведка в мире могла только мечтать. Даже самый нерадивый шпион найдет в Facebook невероятное количество сведений о чужих знакомствах и отношениях», - заявил создатель WikiLeaks в интервью каналу Russia Today.Подробнее: http://www.securitylab.ru/news/433120.php
«Есть такие сайты, как Google и Facebook, которые создавались в первую очередь для всеобщего пользования, но со временем были разработаны и вспомогательные механизмы для сотрудничества с американскими спецслужбами. А рядовые пользователи раз за разом доверяют Google свои интересы, формируя поисковые запросы, а также обмениваются электронными письмами и «засвечивают» в Facebook свои личные знакомства. Facebook – это такой информационный ресурс, о котором любая разведка в мире могла только мечтать. Даже самый нерадивый шпион найдет в Facebook невероятное количество сведений о чужих знакомствах и отношениях», - заявил создатель WikiLeaks в интервью каналу Russia Today.Подробнее: http://www.securitylab.ru/news/433120.php
«Есть такие сайты, как Google и Facebook, которые создавались в первую очередь для всеобщего пользования, но со временем были разработаны и вспомогательные механизмы для сотрудничества с американскими спецслужбами. А рядовые пользователи раз за разом доверяют Google свои интересы, формируя поисковые запросы, а также обмениваются электронными письмами и «засвечивают» в Facebook свои личные знакомства. Facebook – это такой информационный ресурс, о котором любая разведка в мире могла только мечтать. Даже самый нерадивый шпион найдет в Facebook невероятное количество сведений о чужих знакомствах и отношениях», - заявил создатель WikiLeaks в интервью каналу Russia Today.Подробнее: http://www.securitylab.ru/news/433120.php