Сегодня интернет является исключительно важным маркетинговым каналом
для всех без исключения организаций. Поэтому допускать появление во Всемирной
паутине информации, порочащей компанию, не просто нежелательно, а даже и
опасно. Но как можно бороться с подобным явлением?
Социальные сети сегодня имеют
исключительную важность для распространения информации среди пользователей.
Достаточно одного «лайка», чтобы поделиться информацией со своей френд-лентой,
которая у некоторых насчитывает тысячи активных пользователей. Каждый из них
может передать информацию дальше – и вот она уже распространяется по
лавинообразному принципу. И негативная информация, как показывает практика,
может распространиться гораздо быстрее, чем позитивная. Поэтому появление в
социальной сети негативного отзыва о вашей компании может произвести для неё
самый настоящий эффект разорвавшейся бомбы.
Как показывают исследования,
значительную часть негативных отзывов в социальных сетях генерируют сами
сотрудники компании. Поэтому можно использовать испытанные в корпоративной
практики инструменты контроля действий сотрудников на рабочих местах, чтобы
бороться с негативной информацией о компании в социальных сетях. Прежде всего,
это DLP-системы –
программные продукты, предназначенные для предотвращения утечек
конфиденциальной информации из организаций. DLP-система образует виртуальный защитный контур вокруг
информационной сети организации, собирая и анализируя, а при необходимости и
фильтруя всю проходящую через этот контур информацию. Соответственно, она
сможет достаточно быстро обнаружить и негатив, отправленный сотрудником в
социальную сеть, чтобы затем специалист по информационной безопасности мог
нейтрализовать его.
Что именно должна делать DLP-система для того, чтобы
организация могла адекватно упредить массовое распространение порочащей её
информации в социальных сетях? Прежде всего, нужно организовать регулярный
мониторинг публикации по названию компании, а также по ключевому списку негативных
слов, таких, как «недобросовестный», «красть», «откаты» и т.д. – т.е. тех слов
и словосочетаний, которые чаще всего встречаются в негативных материалах о
компании, размещаемых в социальных сетях. Составлять список таких слов нужно с
учетом отраслевой принадлежности компании, с учетом того, связан её бизнес с
товарами либо же с услугами, с привязкой к региону и т.д. Идеально будет найти
несколько десятков реальных негативных отзывов в интернете и взять их за основу
такого словаря.
Если DLP-система действительно выявит факты
распространения сотрудниками негативной информации о компании-работодателе, то
перед применением каких-либо санкций и взысканий, лучше всего провести с сотрудником
разъяснительную беседу и, в зависимости от мотивов его поведения, дать ему
«испытательный срок» на исправление. Понятно, что в том случае, если отправление
негативного отзыва социальную сеть повторится, речь уже однозначно должна идти
об увольнении, по возможности – «по статье».
Стоит несколько слов сказать и о
том, зачем работники прибегают к распространению в социальных сетях сведений,
порочащих своего работодателя. Чаще всего, мотивом подобного рода действий,
являются обиды на руководства, связанные с наложенными дисциплинарными
наказаниями, или с недостаточной оцененностью с точки зрения самого сотрудника
– то есть, даже если сотрудника никто не обижал, он вполне мог сам обидеться. Почти
всегда работники размещают порочащую компанию информацию в состоянии
эмоционального напряжения, например, после получения «головомойки» от
начальника. Отдельный разговор – это недавно уволенные или уволившиеся
работники, которые хотят как можно громче «хлопнуть дверью» и «наказать»
бывшего работодателя.
Тем не менее, конечно, одними
сотрудниками распространение негативной информации о компании в социальных
сетях не ограничивается. Её партнеры и клиенты, столкнувшиеся с какой-либо
неприятной для себя ситуацией, могут также начать писать и распространять
негативные отзывы. Лучшей профилактикой такого поведения клиентов и партнеров
является следование компании этическим нормам бизнеса, однако, конечно же,
никто не застрахован от каких-то «внештатных ситуаций», когда негативные отзывы
всё же появляются. Что делать в таких случаях?
Как и в случае с сотрудниками,
имеет смысл организовать мониторинг. В этом поможет уже не DLP-система, а служба Google Alerts и
другие подобные ей. Задав «алерт» по ключевому слову, являющемуся названием
компании, можно получать от поисковой системы уведомления о появлении в
социальных сетях негативных отзывов о компании. С самими отзывами необходимо
разбираться в индивидуальном порядке, то есть, если содержащаяся в них
информация соответствует действительности, то имеет смысл признать свою вину и рассказать
о нейтрализации негативных последствий в комментариях к посту. Если же пост
имеет явные признаки клеветы, то можно связаться с администрацией соцсети с
просьбой удалить его, предварительно оставив автору в комментариях напоминание
об ответственности за клевету перед законом.
Как видите, ничего сложного в
борьбе с негативной информацией о компании в социальных сетях нет, нужно только
подойти к этому вопросу комплексно и серьезно.