Всё очень просто: в «слежке» за потребителем больше всех заинтересована
именно рекламная отрасль. Намерения можно назвать вполне невинными – слежка
производится с целью увеличить релевантность, демонстрируя лишь то, что будет
интереснее всего покупателю. В Интернете выбор инструмента отслеживания во
многом определяется тем, чем занимается собственно компания. Большие сообщества
производят анализ той информации, которая загружается пользователями и
пересылается ими. В качестве примера можно привести поисковые системы. Изначально
они анализировали исключительно поисковые запросы. Но впоследствии эти системы
уже начали «влезать» в личные сообщения и в почтовую переписку. Тем же путем
пошли и соцсети – для этого была придумана система «лайков», а также способы
для ее анализа.
Когда увеличилась популярность смартфонов, параллельно
начали расти и аппетиты маркетологов. Facebook, к примеру, в начале года представила серьезное обновление для собственного
мобильного приложения – эта версия потребует дополнительные разрешения, такие
как разрешение на чтение текстовых сообщений MMS и SMS, доступ к адресной книге, а также – к
данным о звонках, списку приложений, которые были установлены пользователем, и
некоторой другой информации. Программа имеет возможность скачивать информацию,
не уведомляя при этом пользователя, добавлять новую информацию в адресную
книгу, а также изменять данные в ежедневнике.
При этом отдельным сайтам нужны уже совершенно другие
инструменты для «слежки». Прежде всего, для этого используются системы для
отслеживания именно поведения посетителей на сайте – такие как Вебвизор от
Яндекс, Google Analytics
и некоторые другие аналогичной направленности.
Анализ производится благодаря выявлению характерных
особенностей в поведении посетителей. Фиксируется, прежде всего, «взгляд»
пользователя. Дело в том, что во время чтения информации на странице сайта
многие водят мышью туда, куда они смотрят. Это, нужно подчеркнуть, происходит
не у всех пользователей, но хотя бы у части – точно. Также системами
учитываются «клики» мышки, на основании чего выстраивается «карта кликов». Плюс
учитываются и «точки прерывания просмотра».
Успешный посетитель – тот посетитель, который сделал
заказ. В этом случае анализируется, что этот посетитель видел на сайте, и,
особенно, на он обращал внимание, когда приобрел товар. Если посещение сайта
было неудачным – потребуется определить, когда посетитель ушел, и постараться установить,
почему он это сделал. После этого требуется что-то поменять на ресурсе, и сравнить
результаты с предыдущими параметрами, чтобы определить, как поменялось поведение
посетителей после данных перемен. Если не изменилось никак, то и изменений посетители
не заметили.
И все-таки, иногда производители «переходят черту»,
стремясь узнать больше о своих клиентах. Для примера можно вспомнить знаменитые
«умные» телевизоры компании LG.
Софт LG Smart Ad для этих телевизоров производит сбор о поведении пользователя
в сети (в том числе и информацию о ключевых словах, которые используются при
поиске), собирает и другую информацию о пристрастиях зрителя, а в итоге данные
задействуются при показе таргетированной рекламы.
На этом этапе еще нет ничего предосудительного. Причем
производитель дает возможность отключить режим «Collection of watching info»
(«Сбор данных о просмотре»). И вот здесь начинается самое странное – даже если
пользователь отключил данный режим, данные все равно отправляются. Передаваемая
информация включает уникальный номер телевизора, название просматриваемого
канала, и другие данные о нем.
Причем отправка таких данных происходит каждый раз, когда
пользователь решает переключить канал. А если пользователь подключил к
телеприемнику съёмный носитель, то устройство считает с него списки файлов,
которые также будут отправлены в LG. Интересно, что и производитель, и Управление Федеральной
службы по надзору в сфере связи не видят в этом ничего криминального. Реально
работающим способом бороться с этим можно назвать блокировку через домашнюю
сеть отправки информации на некоторые адреса.
Всем хороших выходных, и остерегайтесь бешеных рекламщиков!
Комментариев нет:
Отправить комментарий