18 декабря 2013

Эффективное взаимодействие служб ИТ и СБ



Эффективное взаимодействие служб ИТ и СБ возможно только тогда, когда их работа друг с другом максимально формализована, и все возможные ситуации изложены в документах и инструкциях. Пусть «айтишники» и не любят инструкции, но зато СБ намного проще работать тогда, когда можно опереться в своих действиях на документы. При таком раскладе можно говорить о частичной подчиненности ИТ-отдела службе безопасности без какого-либо ущерба для выполнения им своих основных функций.
Основой всех инструкция для взаимодействия служб должна стать политика информационной безопасности организации. Это, между прочим, верно и в тех случаях, когда в организации есть специализированный отдел информационной безопасности. Каждое из подразделений, в соответствии с должностными инструкциями, должно выполнять свои функции, при этом делегируя другому подразделению только те задачи, которые находятся в его компетенции. В спорных вопросах руководители подразделений должны решать вопросы в рабочем порядке, либо же в крайних случаях прибегать к помощи более высокого руководства.
Основные задачи в сфере ИБ, решаемые каждым из отделов, должны при этом выглядеть следующим образом:
·         Служба безопасности или отдел информационной безопасности:
o   определение требований к защищаемым данным
o   классификация в соответствии с классом защиты
o   разработка методик и стратегий защиты
o   осуществление контроля действий пользователей в корпоративной информационной сети и за её пределами
o   реализация разработанных методик и стратегий защиты информации
o   проведение аудита защищенности отдельных рабочих станций и всей организации
o   разработка инструкций
o   проведение инструктажа среди пользователей
o   проведение зачетов по результатам инструктажа.
·         ИТ-отдел:
o   установка необходимых программных и аппаратных решений для обеспечения информационной безопасности
o   осуществление резервного копирования данных на рабочих станциях и серверах
o   восстановление данных из резервной копии
o   управление паролями и их генерация
o   осуществление  текущего обслуживания и настройки программного и аппаратного обеспечения для обеспечения информационной безопасности.
Безусловно, это достаточно типовой перечень задач, возникающих перед подразделениями СБ и ИТ, и в конкретной организации он может быть дополнен новыми пунктами.

Но даже в том случае, когда все необходимые инструкции разработаны достаточно подробно, возникает потребность в контроле взаимодействия служб СБ и ИТ со стороны высшего руководства организации. Особенно актуален этот вопрос на первых порах, когда инструкции только вступили в силу, и подразделения приспосабливаются к ним и друг к другу.
Контроль в данном случае необходим, как принято говорить в технике, неразрушающий, то есть, руководитель не должен вмешиваться в работу отделов без острой необходимости и стараться привить им привычку решать проблемы, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом, максимально самостоятельно.
Целесообразно (по крайней мере, на первых порах) реализовать контроль в виде еженедельных отчетов руководителей соответствующих подразделений с оценкой работы друг друга. Можно предложить «айтишникам» и «безопасникам» высказывать пожелания по внесению корректировок в работу смежного отдела, с обязательной «модерацией» этих предложений руководителями соответствующих отделов.

Если вы все задумали и реализовали правильно, то результаты не заставят себя долго ждать. Количество инцидентов в сфере информационной безопасности начнет снижаться, и при этом нагрузка на ИТ-отдел не будет всё время возрастать. Безусловно, для этого, помимо выстраивания грамотного взаимодействия отделов, придется приобрести некоторые технические средства, например, межсетевой экран, система резервного копирования,DLP-система (система защиты от утечек информации). Но без правильного разграничения сфер ответственности и обязанностей каждого из отделов, все эти системы окажутся практически совершенно бесполезными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий