28 октября 2011

Мессенджеры: добро или зло?

До сих пор не приходилось встречать коммерческую организацию, где была бы запрещена электронная почта. Напротив, Skype запрещен очень много где (видимо, из-за того, что не знают о существовании нашего замечательного SkypeSniffer, с помощью которого можно и слушать переговоры через него, и читать переписку). А вот к мессенджерам ("аське", Mail.ru Агенту и т.д.) отношение везде неоднозначное. Почему?
Потому что у них много и плюсов, и минусов. Ну и еще потому что работать без них, в отличие от той же электронной почты, вполне можно, а репутации "вражеской программы непонятного назначения", которая есть у Skype, у мессенджеров нет. Смешно сказать, что приходилось даже слышать от одного достаточно толкового в остальном безопасника, что Skype пересылает переписку и голосовые данные в Америку, где  те складываются и потом спокойно анализируются спецслужбами. Про "Аську, которая, в отличие от глубоко пирингового Скайпа действительно пересылает данные "за бугор", такого он не говорил, что есть симптоматично.
У мессенджеров есть плюсы, и умные компании стараются их использовать. Системы мгновенного обмена сообщениями позволяют заметно сэкономить время сотрудников на походы из комнаты в комнату в случае необходимости срочного получения какого-либо документа или другой информации. При этом, в отличие от звонка через мобильный это почти бесплатно, и последнее преимущество становится особенно ощутимым в роуминге.
Самое интересное, что, по моим наблюдениям, чаще всего мессенджеры в компании становятся жертвой вовсе не борьбы за информационную безопасность, а за трудовую дисциплину - как, кстати, и всякие "Одноклассники". Только последние, в отличие от месседжеров, не несут реальной рабочей нагрузки, и нужны по-настоящему разве что представителям служб по связи с общественностью.
Моё мнение, блокировать мессенджеры бессмыссленно, потому что тот, кому нечего делать, может и пасьянсом заняться. А вот тот, кто хочет выболтать корпоративные секреты, уже может воспользоваться, в случае их запрета, куда более трудно поддающемся контролю мобильным телефоном.
Р. Идов,
аналитик компании SearchInform

3 комментария:

  1. По мне, так и соц. сети блокировать не стоит. Ответственный сотрудник по-любому в них не будет зависать, а ленивый, как верно было отмечено, - пасьянсы раскладывать. А вот в обеденный перерыв на полчаса отвлечься от работы и пообщаться с друзьями, наоборот, скорее увеличит производительность работы.

    ОтветитьУдалить
  2. соц_сети могут как и увеличить производительность, так и стать источником всякой малвари на рабочем компьютере (при наличии антивируса и прочих мер) и еще одним из каналом утечки информации.

    ОтветитьУдалить
  3. Каналом утечки информации соц. сетям стать достаточно проблематично, потому что промониторить http трафик не составит труда.
    Малварь - к сожалению, да... И с этим ничего не поделаешь, пока компании не поймут - нужно повышать компьютерную грамотность персонала, чтобы человек понимал - ссылку от незнакомца на домен третьего уровня не следует открывать!

    ОтветитьУдалить